Как защититься от интернет-мошенников и киберпреступлений: понятные советы для каждого
Осторожно, мошенники! Как не попасться на уловки и защитить себя
Сегодня всё больше людей пользуются интернетом и мобильными телефонами. Это очень удобно, но, к сожалению, мошенники тоже не дремлют. Они придумывают новые способы обмана, чтобы выманить у людей деньги или личные данные. Часто жертвами становятся обычные люди, которые не всегда знают, как распознать обман.
Какие бывают способы обмана?
1. Звонки от “банка” или “службы безопасности”
Вам звонят и говорят, что с вашей картой что-то случилось: её пытаются взломать, кто-то хочет снять деньги, или прошла подозрительная операция. Вас просят назвать код из СМС, номер карты, ПИН-код или перевести деньги “на безопасный счёт”.
2. Сообщения от “родственников”
Вам приходит сообщение или звонок: “Мама, я попал в беду, срочно нужны деньги! Переведи вот на этот номер!” Часто мошенники взламывают чужие аккаунты или находят ваши данные в интернете.
3. Фальшивые сайты и интернет-магазины
Вы видите рекламу или объявление о продаже товара по очень низкой цене. Заходите на сайт, оплачиваете товар, но ничего не получаете.
Как понять, что это мошенники?
- Вас торопят и пугают (“срочно”, “иначе потеряете деньги”, “ваш родственник в беде”).
- Просят назвать коды из СМС, ПИН-коды, данные карты.
- Просят перевести деньги “на безопасный счёт”.
- Пишут или звонят с незнакомых номеров.
- Предлагают слишком выгодные условия (большие скидки, бесплатные подарки).
Что делать, если вам позвонили или написали мошенники?
- Не паникуйте! Мошенники специально давят на страх и спешку.
- Не называйте никакие коды, номера карт, ПИН-коды и другую личную информацию по телефону или в сообщениях. Сотрудники банка никогда не спрашивают эти данные!
- Положите трубку или не отвечайте на подозрительные сообщения. Если сомневаетесь - перезвоните сами в банк по номеру, который указан на вашей карте.
- Если пишут “родственники” и просят деньги - обязательно перезвоните этому человеку на его обычный номер и уточните, всё ли в порядке. Не переводите деньги, пока не убедитесь, что это действительно ваш родственник.
- Не переходите по подозрительным ссылкам и не скачивайте вложения из писем и сообщений.
- Проверяйте сайты, на которых собираетесь что-то покупать. Посмотрите отзывы, убедитесь, что сайт настоящий, а не подделка.
Что делать, если вы всё-таки сообщили мошенникам свои данные или перевели деньги?
- Сразу обратитесь в банк и расскажите, что случилось. Попросите заблокировать карту.
- Смените пароли ко всем важным аккаунтам (почта, соцсети, интернет-банк).
- Обратитесь в полицию - возможно, ваши данные помогут поймать мошенников.
- Расскажите родственникам и друзьям - пусть тоже будут осторожны.
Если вы сомневаетесь - не делайте ничего сразу. Перепроверьте информацию, позвоните в банк или родственнику сами. Мошенники всегда спешат и пугают - не поддавайтесь!
Берегите себя и своих близких. Делитесь этой информацией - она может спасти чьи-то деньги и нервы!